Международные стандарты Клубных домов

Деятельность Клубного дома регулируется Международными стандартами Программы Клубных домов. Стандарты разработаны в 1989 году на первом международном семинаре Клубных домов.

Международные стандарты КД охватывают все стороны деятельности Клубных домов и включают следующие разделы: Членство в Клубном Доме, Взаимоотношения, Помещение Клубного Дома, Упорядоченный рабочий день, Трудоустройство, Функции Клубного Дома, Финансирование, управление и администрирование.

Международные стандарты определяют сущность реабилитационной модели, служат «Биллем о правах» для членов и этическим кодексом для сотрудников и подчеркивают выбор, уважение и возможности каждого из членов Клубного дома. В настоящий момент насчитывается 36 Международных стандартов, охватывающих все аспекты деятельности Клубного дома. Каждые два года международное сообщество Клубных домов пересматривает и, при необходимости, корректирует эти стандарты.

Членство в Клубном Доме

  1.  Членство в Клубном Доме добровольно и не имеет временных ограничений.
  2. Клубный Дом контролирует прием новых участников реабилитационной программы (членов Клубного Дома). Членом Клубного Дома может быть любой человек, страдающий психическим заболеванием, если только он не представляет значительной и постоянной угрозы сообществу Клубного Дома.
  3. Члены Клубного Дома сами выбирают способ и степень своего участия в деятельности Клубного Дома, а также сотрудников, с которыми они непосредственно работают. Не существует каких-либо договоров, контрактов, расписаний или правил, которые принуждали бы членов Клубного Дома участвовать в реабилитационной программе.
  4. Все члены Клубного Дома имеют равный доступ ко всем возможностям, предоставляемым Клубным Домом, независимо от их диагноза или уровня функционирования.
  5. Члены Клубного Дома по своему желанию участвуют в ведении всех записей относительно их участия в деятельности Клубного Дома. Вся информация подобного рода должна быть подписана как самим членом Клубного Дома, так и сотрудником.
  6. Члены Клубного Дома имеют право вернуться в сообщество Клубного Дома после отсутствия любой продолжительности, если только их возвращение не представляет реальной угрозы сообществу Клубного Дома
  7. Клубный Дом имеет эффективную систему связи с теми его членами, которые отсутствуют по какой-либо причине, становятся изолированными от общества или госпитализируются.

Взаимоотношения

  1.  Все собрания в Клубном Доме открыты как для членов Клубного Дома, так и для персонала. Нет никаких официальных собраний только для членов Клубного или только для сотрудников, на которых обсуждались бы программные решения или вопросы, касающиеся членов Клубного Дома.
  2. Количество сотрудников в Клубном Доме, с одной стороны, должно быть достаточным для того, чтобы вовлекать членов Клубного Дома в работу, и, с другой стороны, ограниченным до такой степени, чтобы они не могли бы выполнять свои обязанности без привлечения членов Клубного Дома к работе.
  3. Сотрудники Клубного Дома выполняют универсальную роль, каждый из них участвует в осуществлении программы трудоустройства, в жилищной программе, досуговых мероприятиях в вечернее время и в выходные дни, а также выполняют обязанности в отделах Клубного Дома. Персонал Клубного Дома не совмещает работу в Клубном Доме с другой работой на полный рабочий день.
  4. Ответственность за работу Клубного Дома лежит на членах Клубного Дома и его сотрудниках, а окончательная ответственность — на директоре Клубного Дома. Ключевым элементом этой ответственности является вовлечение членов и сотрудников Клубного Дома во все аспекты его деятельности.

Помещение Клубного Дома

  1. Клубный Дом имеет свое собственное название, почтовый адрес и номер телефона.
  2. Клубный Дом имеет свое помещение. Он отделен от медицинских центров и других учреждений и в нем не осуществляются никакие другие программы (психотерапевтические и т.д.). Помещение Клубного Дома должно быть удобно для организации упорядоченного рабочего дня, и в то же время оно должно быть привлекательным, подходящим по размеру и внушать чувство уважения и достоинства.
  3. Все пространство Клубного Дома доступно для всех членов Клубного Дома и сотрудников. Нет помещений, предназначенных только для сотрудников или только для членов Клубного Дома.

Упорядоченный рабочий день

  1. В упорядоченном рабочем дне заняты члены Клубного Дома и сотрудники, которые вместе, бок о бок, работают и осуществляют всю деятельность в Клубном Доме. Программа «Клубный Дом» опирается на сильные стороны, таланты и способности своих членов; следовательно, в Клубном Доме не могут быть организованы и проводиться какие-либо специальные лечебные или психотерапевтические программы.
  2. Работа, выполняемая в Клубном Доме, — это работа, которая возникает исключительно в самом Клубном Доме в связи с его деятельностью и направлена на усиление сообщества Клубного Дома. Не производится никакая работа для посторонних лиц или агентств, вне зависимости от того, оплачивается она или нет. Деятельность, выполняемая членами в Клубном Доме, не оплачивается. Также не может быть никаких косвенных вознаграждений.
  3. Клубный Дом открыт, по крайней мере, пять дней в неделю. Продолжительность упорядоченного рабочего дня соответствует продолжительности обычного рабочего дня, а часы начала и окончания работы соответствуют таковым в обычной организации.
  4. Структурно Клубный Дом состоит из одного или более рабочих отделов, каждый из которых имеет достаточное количество сотрудников и членов, а также достаточный объем осмысленной работы для того, чтобы поддерживать полноценный и эффективный упорядоченный рабочий день. Собрания в отделах проводятся для того, чтобы помочь установить взаимоотношения, а также организовать и спланировать работу в течение дня.
  5. Вся работа в Клубном Доме организована для того, чтобы помочь участникам программы восстановить ощущение собственной значимости, вернуть им целеустремленность и уверенность; эта работа не должна быть профессиональным тренингом с целью овладения какой-либо профессией.
  6. Члены Клубного Дома имеют возможность участвовать во всех видах деятельности Клубного Дома, включая администрирование, ведение статистики, приём и ориентацию новых членов, поддержание связи с отсутствующими, найм и обучение сотрудников, а также оценку их работы, связи с общественностью, информационно-консультативную поддержку и оценку эффективности работы Клубного дома.

Трудоустройство

  1. Клубный Дом даёт возможность своим членам вернуться к оплачиваемой работе через промежуточные рабочие места, рабочие места с поддержкой и независимые рабочие места; т.е. Клубный Дом не создаёт рабочие места для участников программы в рамках надомной работы либо путём создания каких- либо предприятий или мастерских при Клубном Доме.
  2. Промежуточные рабочие места. Клубный Дом предлагает свою собственную программу промежуточных рабочих мест, которая обеспечивает членам Клубного Дома право получить работу на реальных рабочих местах в бизнес-фирмах или на производстве. Определяющей чертой этой программы является то, что Клубный Дом гарантирует подмену членов Клубного Дома, работающих на промежуточных рабочих местах, в случае их отсутствия. Кроме того, программа промежуточных рабочих мест, отвечает следующим основным критериям:

а). Желание работать является единственным наиболее важным фактором, определяющим возможность получить промежуточное рабочее место.

б). Член Клубного Дома имеет возможность получить промежуточное рабочее место независимо от того, была ли его работа на предыдущем промежуточном рабочем месте удачной или нет.

в). Промежуточное рабочее место члена Клубного Дома находится непосредственно в организации работодателя.

г). Работа члена Клубного Дома оплачивается непосредственно работодателем по обычным расценкам, принятым за эту работу, или, по крайней мере, — по минимальным расценкам.

д). Промежуточные рабочие места охватывают широкий спектр видов работ.

е). Работа на промежуточном рабочем месте – это работа на основе неполного рабочего дня (в среднем от 15 до 20 часов в неделю), продолжительность работы на каждом промежуточном рабочем месте ограничена 6-9 месяцами.

ж). Ответственность за отбор и обучение участников программы промежуточных рабочих мест несет Клубный Дом, а не работодатель.

з). Члены и сотрудники Клубного Дома готовят отчеты по работе на промежуточных рабочих местах для соответствующих агентств, выплачивающих пособия членам Клубного Дома.

и). Промежуточные рабочие места управляются (менеджируются) членами и сотрудниками Клубного Дома, а не какими-либо специалистами в сфере трудоустройства.

к). Внутри самого Клубного Дома нет никаких промежуточных рабочих мест. Если Клубный Дом имеет агентство, которое осуществляет его патронаж, то в этом агентстве могут быть созданы промежуточные рабочие места для членов Клубного Дома, однако они должны располагаться вне Клубного Дома и удовлетворять всем вышеупомянутым критериям.

Независимые рабочие места

  1. Клубный Дом предлагает свою программу трудоустройства с поддержкой и независимого трудоустройства для того, чтобы помочь своим членам в их стремлении получить независимое рабочее место, удержаться на нём и впоследствии получить лучшее место. Определяющей чертой программы трудоустройства с поддержкой является то, что Клубный Дом поддерживает взаимоотношения с работающим членом Клубного Дома и его работодателем. Члены и сотрудники Клубного Дома определяют, какой должна быть необходимая поддержка, где и как часто она должна оказываться.
  2. Для членов Клубного Дома, работающих на независимых рабочих местах, остаются доступными все виды поддержки, оказываемые Клубным Домом, и все предоставляемые им возможности, включая помощь в получении льгот, в обеспечении жильём, в медицинских, правовых, финансовых и личных вопросах, равно как и участие в досуговых программах по вечерам и в выходные дни.

Образование

  1. Клубный Дом поддерживает своих членов достичь своих образовательных или профессиональных целей, помогая воспользоваться образовательными возможностями для взрослых, имеющимися в обществе. Когда Клубный Дом предлагает образовательную программу внутри Клубного Дома, он в большой степени вовлекает самих членов Клубного Дома в обучение и преподавание, используя для этой цели, имеющиеся у членов Клубного Дома навыки преподавания.

Функции Клубного Дома

  1. Клубный Дом и промежуточные рабочие места должны располагаться в таких местах,   до которых можно легко добираться общественным транспортом. Клубный Дом обеспечивает или организует приемлемые альтернативы в том случае, если доступность общественного транспорта ограничена.
  2. Поддержка членам Клубного Дома оказывается самими членами клубдомовского сообщества и сотрудниками. Она осуществляется в рамках отделов Клубного Дома и включает помощь в получении льгот, жилищную программу, защиту интересов и информационно-консультативную поддержку, продвижение здорового образа жизни, а также помощь в обеспечении качественной медицинской, психологической, фармакологической помощью, помощь в преодолении алкогольной, наркотической и других зависимостей.
  3. Клубный Дом направляет свою деятельность на обеспечение широкого выбора безопасного, приличного и доступного (по ценам) жилья для всех своих членов. Клубный Дом имеет доступ к жилищным возможностям, которые отвечают этим критериям, или, при отсутствии таких возможностей, развивает свою собственную жилищную программу. Она должна удовлетворять следующим положениям:

а). члены Клубного Дома и сотрудники совместно управляют программой (осуществляют ее менеджмент);

б). члены Клубного Дома пользуются жильем предоставленным Клубным Домом по своему выбору и желанию;

в). члены Клубного Дома сами выбирают местоположение своего жилища и соседей по комнате;   г). политика и процедуры, разрабатывающиеся в рамках жилищной программы, соответствуют всей остальной культуре Клубного Дома;

д). в зависимости от изменения потребностей члена Клубного Дома, ему оказывается более или менее существенная поддержка;

е). члены Клубного Дома и его сотрудники активно стремятся помочь другим членам Клубного Дома сохранить их жилье, особенно в периоды госпитализации.

  1. Клубный Дом регулярно проводит объективную оценку своей эффективности.
  2. Директор, персонал, члены Клубного Дома и другие, имеющие к нему отношение, лица участвуют в трехнедельной тренинговой программе, обучающей модели «Клубный Дом», на сертифицированной тренинговой базе.
  3. Клубный Дом имеет досуговые программы по вечерам и в выходные дни. Праздники отмечаются непосредственно в те дни, на которые они выпадают по календарю.

Финансирование, управление и администрирование

  1. Клубный Дом имеет независимый Совет Директоров или, если он является филиалом спонсирующего агентства, – отдельный Наблюдательный Совет, в состав которого входят люди с особым положением в обществе, позволяющим им обеспечивать финансовую, юридическую, законодательную и общественную поддержку и защиту Клубного Дома, поддержку в сфере трудоустройства.
  2. Клубный Дом развивает и поддерживает свой собственный бюджет, который   одобряется Советом Директоров или Наблюдательным Советом в начале финансового года и затем постоянно контролируется ими в течение всего финансового года.
  3. Заработная плата персонала Клубного Дома сопоставима с заработной платой в учреждениях, работающих в сфере психического здоровья.
  4. Клубный Дом имеет поддержку соответствующих органов в сфере психического здоровья, а также все необходимые свидетельства и сертификаты. Клубный Дом сотрудничает с людьми и организациями, которые могут повысить эффективность его деятельности и признание со стороны общества.
  5. Клубный Дом проводит открытые общие собрания и разрабатывает процедуры, позволяющие членам Клубного Дома активно участвовать в процессе принятия решений, главным образом, путем консенсуса, относительно управления Клубным Домом, выработке стратегии и направлений его дальнейшего развития.

Международный Центр Развития Клубных Домов (ICCD), редакция 2011 г.

Перевод – Т.Ю.Сафьянниковой,

Компьютерный набор текста –член Русского Дома Е.С. Зобов

Москва, 2011